Мун заказ

Обзор изменений с 01.01.2023 в законодательстве о контрактной системе в сфере закупок

Заказчикам Законодательство
Скачать файл

ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ С 01.01.2023 В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Общие правила проведения закупок

1. Заказчикам продлили до 31 декабря 2023 года возможность

не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении о закупке, проекте контракта, за исключением случая, когда в контракте предусмотрена выплата аванса и при этом расчеты по авансу не подлежат казначейскому сопровождению (ч.64.1 ст.112 ФЗ №44-ФЗ);

(Федеральный закон от 04.11.2022 № 420-ФЗ)

2. Изменен термин участник закупки – любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с пунктом 15 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации (далее - офшорная компания), либо юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» (п.4 ч.1 ст. 3 ФЗ №44-ФЗ);

(Федеральный закон от 16.04.2022 № 104-ФЗ)

3. Изменен порядок применения антидемпинговых мер. Если участник

конкурса или аукциона не подтвердит свою добросовестность или его информация будет признана недостоверной, уклонившимся от заключения контракта его признает не комиссия, а заказчик. Соответствующее решение заказчик оформляет в порядке и сроки, предусмотренные общей нормой о заключении контракта по итогам электронных процедур (ч.5 ст. 37 ФЗ №44-ФЗ);

(Федерального закона от 16.04.2022 № 104-ФЗ)

4. Изменены требования к независимой гарантии, предоставляемой в

качестве обеспечения заявки участника закупки. Гарантия должна предусматривать выплату средств заказчику во всех установленных статьей 44 Закона № 44-ФЗ случаях, а не только при наступлении обстоятельств, перечисленных в части 15 этой статьи. (п.1 ч.2 ст. 45 ФЗ №44-ФЗ);

(Федерального закона от 16.04.2022 № 104-ФЗ)

5. Электронные конкурсы так же, как и аукционы, могут проводиться на

право заключить контракт. Если в ходе подачи ценовых предложений цена электронного конкурса «ушла в минус», то предложения участников рассматриваются в качестве размера платы за право заключить контракт с заказчиком (ч.8 ст.48 ФЗ № 44-ФЗ);

(Федерального закона от 16.04.2022 № 104-ФЗ)

6. Отменен предел в 100 млн руб. при подаче ценового предложения на

право заключения контракта в ходе электронного аукциона. С 1 января 2023 года верхнего порога на право заключения контракта не будет, то есть цена может быть любой (утратил силу подпункт «г» п.9 ч.3 ст.49 Закона № 44-ФЗ);

(Федеральный закон от 16.04.2022 № 104-ФЗ)

7. Уточнено понятие «конфликт интересов»: под его действие подпадают ситуации, когда должностное лицо заказчика или его близкий родственник является участником закупки как физическое лицо или входит в исполнительный орган участника – юридического лица или владеет более чем 10% акций участника закупки. (п. 9 ч.1 ст.31 ФЗ №44-ФЗ); (Федеральный закона от 11.06.2022 № 160-ФЗ)

8. Появилась норма об использовании электронных подписей

иностранными участниками. В новой редакции начнет действовать ч. 2 ст. 5 Закона № 44-ФЗ.
Как следует из этой нормы, участники закупок - иностранные лица смогут получать квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей для использования в целях закупок в удостоверяющих центрах, получивших аккредитацию на соответствие требованиям Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». При этом такие участники вправе использовать для подписания информации и электронных документов, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, электронные подписи, созданные в соответствии с нормами права иностранного государства, международными стандартами и признанные в Российской Федерации (ч. 2 ст.5 ФЗ №44-ФЗ);

(Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ)

9. Изменены правила закупок для юридических лиц, получающих субсидии. Исключено положение о том, что на закупки, перечисленные в ч. 4. ст.15 Закона №44-ФЗ, распространяются положения Закона №44-ФЗ только в случае, если условиями предоставлению субсидий предусмотрена передача объектов инфраструктуры в государственную (муниципальную) собственность (ч. 4.1 ст. 15 ФЗ №44-ФЗ);

(Федеральный закон от 11.06.2022 № 160-ФЗ)

10. Скорректированы правила проведения совместных закупок. В статье 25 Закона №44-ФЗ, регулирующей проведение совместных конкурсов и аукционов появилось уточнение, что в случае, когда стороной соглашения является уполномоченный орган, осуществляющий исключительно полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчика, контракт по результатам проведения совместного конкурса или аукциона заключается таким заказчиком (п.4 ч.1 ст. 25 ФЗ №44-ФЗ);

(Федеральный закона от 16.04.2022 № 104-ФЗ)

11. Скорректирована формулировка относительно порядка перечисления денежных средств по обеспечению заявки на участие в закупке при проведении электронных процедур путем блокирования денежных средств на банковском счете. При проведении электронных процедур обеспечение заявки на участие в закупке, предоставляемое путем блокирования денежных средств на банковском счете, открытом таким участником в банке, включенном в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации (далее - специальный счет), для их перевода в случаях, предусмотренных настоящей статьей, на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пп. а п.1 ч. 5 ст. 44 ФЗ №44-ФЗ);

(Федеральный закон от 16.04.2022 № 104-ФЗ)

12. Сокращен срок направления оператором электронной площадки

информации в банк для списания средств либо заказчику для предъявления требований об уплате денежной суммы через 15 рабочих дней со дня, следующего за днем публикации итогового протокола (если за один квартал календарного года на одной электронной площадке заявки участника отклоняют трижды) (п.1 ч.14, п.1 ч.15 ст. 44 ФЗ №44-ФЗ);

(Федеральный закона от 16.04.2022 № 104-ФЗ)

13. Установлены экологические требования при описании объекта закупки. При описании объекта закупки из перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2022 г. № 1224, заказчики должны установить экологические требования и указывать долю вторичного сырья, использованного при производстве товара (Постановление Правительства РФ от 08.07.2022 №1224);

14. Все заказчики обязаны перерегистрироваться в ЕИС с наделением новых ролей пользователей: администратор, руководитель, уполномоченный специалист и главный бухгалтер. До 1 января 2023 года необходимо перерегистрироваться в ЕИС, иначе с 1 января 2023 года пользователям прекращается доступ в единую информационную систему в сфере закупок (Приказ Казначейства России от 10.12.2021 № 39н «Об утверждении Порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок и Порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок»);

15. Не позднее 1 февраля 2023 года в реестр контрактов нужно направить

информацию об изменении кодов финансирования закупки. Если КБК, КЦСР или КВР, указанные в реестре, меняются из-за требований бюджетного законодательства, информацию об этом нужно направить не позднее 1 февраля года, в котором должны применяться новые коды (абзац третий пп. б п 15 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных Постановлением Правительства от 27 января 2022 №60);

(Постановление Правительства РФ от 31.10.2022 №1946)

16. В электронной приемке установлены единые правила математического

округления ценовых значений: цена за единицу товара, работы, услуги — до 11 цифр после запятой, стоимость исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, сумма налога – до двух цифр после запятой (пп. м п.14 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных Постановлением Правительства от 27 января 2022 №60);

Изменение контрактов



1. Продлена возможность изменения существенных условий контракта до 1 января 2024 года на основании решения соответствующего органа власти, если при исполнении возникли независящие от сторон обстоятельства, из-за которых контракт невозможно исполнить (ч. 65.1 ст. 112 ФЗ №44-ФЗ);

(Федеральный закон от 04.11.2022 № 420-ФЗ)

2. Расширен перечень оснований для изменения контрактов - на выполнение работ по геологическому изучению недр. Нормы об изменении контрактов на выполнение строительных работ распространяются на контракты, предметом которых является выполнение работ по геологическому изучению недр (п. 1.2, 1.3, 8, 9 ч.1 ст. 95 ФЗ №44-ФЗ);

(Федеральный закон от 04.11.2022 № 420-ФЗ)

3. В 2023 году заказчики вправе по контрактам на поставку лекарственных препаратов, медицинских изделий и расходных материалов увеличивать или уменьшать количество товаров не более чем на 30% с соответствующим изменением цены контракта (ч. 65.2 ст. 112 ФЗ №44-ФЗ);

(Федеральный закон от 04.11.2022 № 420-ФЗ)

Закупки у единственного поставщика

1. Заказчикам продлили до 31 декабря 2023 года возможность проводить закупки у единственного поставщика, основания и порядок для которых устанавливает Правительство РФ, высший орган государственной власти субъекта РФ (ч.1, ч.2 ст. 15 ФЗ №46-ФЗ);

(Федеральный закон от 04.11.2022 № 420-ФЗ)

2. До 31 декабря 2023 года заказчики могут изменять существенные условия

контракта с единственным поставщиком по работам, которые связаны с мобилизационной подготовкой, закупкой товаров для внешней разведки, по обеспечению обороны страны (пп. 3,40, 41,46,52,56, 59 и 62 ч. 1 ст. 93 ФЗ №44-ФЗ) (ч. 65.3 ст. 112 ФЗ №44-ФЗ);

(Федеральный закон от 04.11.2022 № 420-ФЗ)

3. С 1 января 2023 года у единственного поставщика можно закупать

услуги по обращению с отходами I и II классов опасности (п.8 ч.1 ст.94 ФЗ №44-ФЗ);

(Федеральный закон от 04.11.2022 № 420-ФЗ)

4. Появилось основание для закупок у единственного поставщика услуг по подготовке космонавтов, по организации и обеспечению запусков космических аппаратов и управлению ими в полете, по созданию (разработке, изготовлению и испытанию) космической техники (п.61 ч.1 ст. 93 ФЗ №44-ФЗ);

(Федеральный закон от 04.11.2022 № 420-ФЗ)

5. Часть 12 ст. 93 Закона №44-ФЗ о закупке товара у единственного поставщика на электронной площадке дополнена нормами о единственной заявке, которая не была отклонена.

Установлено, что при выявлении только одной заявки на участие в закупке, соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки, такой заявке присваивается первый порядковый номер.

Таким образом, оператор электронной площадки передает такую заявку заказчику, заказчик рассматривает ее, включает данные о ней в итоговый протокол и заключает контракт с подавшим ее участником.

В случае отсутствия заявок на участие в закупке, соответствующих требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, оператор электронной площадки в течение одного часа с момента размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки направляет заказчику уведомление об отсутствии заявок на участие в закупке, а также размещает такое уведомление в единой информационной системе.

(пп. б п.5, пп. б п.6 и п.8 ч.12 ст. 93 ФЗ №44-ФЗ);

(Федеральный закон от 28.06.2022 №231-ФЗ)

Электронные малые закупки

1. При формировании извещения о закупке товара у единственного

поставщика на сумму до 3 миллионов рублей (ч.12 ст.93 Закона № 44-ФЗ) у заказчика будет доступ к информации о предварительных предложениях участников закупок на всех электронных площадках. При подготовке извещения о «малой» электронной закупке заказчики смогут видеть предложения поставщиков по соответствующей позиции КТРУ со всех ЭТП. (ч.13 ст.93 ФЗ №44-ФЗ, пп. б п.9 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27 января 2022 г. №60);

(Федеральный закон от 27.12.2019 №449-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 31.10.2022 №1946)

2. Электронная «малая закупка» признается состоявшейся, если есть

хотя бы одна соответствующая заявка. Единственной соответствующей заявке присваивают первый порядковый номер и контракт заключают с подавшим её участником. Ранее действовало правило о наличии не менее двух подходящих заявок (пп. б п.6 ч.12 ФЗ №44-ФЗ);

(Федеральный закона от 28.06.2022 № 231-ФЗ)