Мун заказ

Рекомендации Минфина согласно частям 2, З статьи 31 Закона № 44-ФЗ Правительство Российской Федерации

Законодательство
Управление по регулированию контрактной системы в сфере закупок Белгородской области, являясь органом исполнительной власти области, уполномоченным на осуществление функций по обеспечению реализации государственной политики в сфере закупок для обеспечения нужд области, обращается за разъяснением законодательства о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
-              финансовых ресурсов для исполнения контракта;
-              на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
-              опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
-              необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Указанные требования утверждены Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 года № 2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд . . . » (далее — Постановление № 2571) и предусматривают необходимость наличия у участников закупок на поставку отдельных видов товаров, выполнение (оказание) отдельных видов работ (услуг) соответствующего опыта работы, связанного с предметом контракта.

Пунктом 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системы также предусмотрена «универсальная    переквалификация» участников  закупок, если  при   применении
конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более (за исключением случая осуществления закупок, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 указанной статьи).
В частности, к участникам таких закупок устанавливается дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года                  № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц) при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе определен Постановлением № 2571.
В числе таких обязательных документов «исполненный договор».
Контракт (договор) считается исполненным после выполнения обязательств сторонами в полном объеме. При этом полное исполнение сторонами взятых на себя обязательств по контракту (договору) включает в себя в том числе:
приемку поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов);
оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов).
Согласно части 8 статьи 31 Закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупок обязана проверить соответствие участников закупок требованиям, предусмотренным частями 2 и 2.1 указанной статьи (при осуществлении закупок, в отношении участников которых в соответствии с данными нормами установлены дополнительные требования).
В правоприменительной практики нередко встречаются случаи, когда государственные (муниципальные) контракты исполнены в полном объеме со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя), а заказчик своевременно не оплатил поставленный и принятый товар, надлежащим образом выполненные работы, оказанные услуги или своевременно не направил сведения в реестр контрактов.

Например, пунктом 4 Постановления № 2571 установлено, что в целях подтверждения соответствия требованию, установленному в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе («универсальная переквалификация») участник закупки вместо документа может ограничиться предоставлением номера реестровой записи в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре контрактов, заключенных заказчиками (в случае исполнения участником закупки контракта, информация и документы в отношении которого включены в установленном порядке в такой реестр и размещены на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»). При рассмотрении заявок комиссия по осуществлению закупок устанавливает факт того, что в реестре контрактов размещены в полном объеме акты
приемки поставленного товара или выполненных работ (оказанных услуг), но платежные поручения отсутствуют (частично отсутствуют), контракт находится на статусе «Исполнение».
В этой связи просим разъяснить:
- может ли данный контракт являться надлежащим подтверждением опыта работы участника закупки в соответствии с частями 2, 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, соответствует ли такой контракт требованию о предоставлении исполненного контракта (договора).
В соответствии с требованиями Постановления № 2571 в числе документов, подтверждающих опыт работы участника закупки, в отдельных случаях считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Таким образом, в остальных случаях, в качестве подтверждения соответствия дополнительному требованию о наличии опыта у участника закупки является любой исполненный договор, в том числе коммерческий.
Постановлением № 2571 в числе информации и документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям, не предусмотрена обязанность по предоставлению документов, подтверждающих оплату. Тем самым, в случае, если в соответствии с требованиями Постановления № 2571 допускается возможность предоставления коммерческого договора, заключенного между отдельными хозяйствующими субъектами, комиссия по осуществлению закупок не имеет возможности подтвердить факт наличия оплаты по представленному в качестве подтверждения опыта договору.
В этой связи и с учетом приведенных в Постановлении № 2571 документов, подтверждающих соответствие участников закупок дополнительным требованиям, а также с целью недопущения нарушения интересов хозяйствующих субъектов
участников закупок, полагаем, что в качестве исполненного контракта (договора) в контексте применения частей 2, 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, считается контракт (договор), по которому поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены все обязательства в полном объеме, а заказчиком приняты поставленные товары, (выполненные работы, оказанные услуги), что подтверждается соответствующими документами о приемке, без учета фактического исполнения обязательств заказчиком (оплаты контракта, внесения сведений об оплате контракта в реестр контрактов, перевода контракта в ЕИС на статус «Исполнение завершено»)
Скачать письмо PDF