✍🏻 🖥️ Электронная подпись и машиночитаемая доверенность: что изменится с 1 сентября
По общему правилу сотрудники организации смогут подписывать от ее имени электронные документы (в частности, налоговую отчетность) только при наличии машиночитаемой доверенности (МЧД). Есть исключение, позволяющее отсрочить переход к ней на 1 год.
⁉️ Что такое МЧД и кому она нужна
МЧД — это электронный документ, который подтверждает полномочия лица действовать от имени организации (например, при сдаче налоговой отчетности).
*️⃣ Руководителю организации МЧД не нужна. Он подписывает документы электронной подписью юрлица, сертификат которой выдает налоговая служба.
*️⃣ Остальные сотрудники подписывают документы личными квалифицированными электронными подписями и представляют МЧД в пакете электронных документов или иным способом.
*️⃣ МЧД должна быть подписана электронной подписью организации (отдельные правила действуют при передоверии и нотариальном удостоверении доверенности).
⁉️ Для кого продлевается срок перехода к МЧД
Сотрудники, которые указаны в качестве владельцев сертификата подписи компании, могут продолжить их использовать и после 1 сентября 2023 года, МЧД при этом не нужна. Об этих изменениях в законодательстве мы уже писали.
С 1 сентября 2023 года такие сертификаты выдавать не будут. Ранее выданные сертификаты будут действовать до окончания срока, но не позднее 31 августа 2024 года.
Обратите внимание на следующие нюансы:
▪️если срок действия сертификата истекает в ближайшие дни или месяцы, а вы планируете подписывать документы без МЧД, стоит переоформить сертификат на новый срок не позднее 31 августа;
▪️при изменении с 1 сентября 2023 года состава сотрудников, которые будут подписывать электронные документы от имени организации, наделить новых сотрудников полномочиями можно будет только с помощью МЧД.
⁉️ Как оформить МЧД
Решение этого вопроса зависит от того, для чего нужна электронная доверенность.
*️⃣ МЧД для сдачи налоговой отчетности можно оформить на сайте ФНС. Ведомство предлагает также сервис по созданию доверенностей, необходимых для электронного взаимодействия компаний друг с другом.
*️⃣ У СФР свои требования к доверенности и программное обеспечение для ее создания.
*️⃣ Отдельный сервис по созданию МЧД для оформления документов от имени организации есть на Госуслугах.
*️⃣ Различные решения по формированию МЧД, в том числе для сдачи отчетности в госорганы, предлагают разработчики систем бухучета и операторы электронного документооборота.
По общему правилу сотрудники организации смогут подписывать от ее имени электронные документы (в частности, налоговую отчетность) только при наличии машиночитаемой доверенности (МЧД). Есть исключение, позволяющее отсрочить переход к ней на 1 год.
⁉️ Что такое МЧД и кому она нужна
МЧД — это электронный документ, который подтверждает полномочия лица действовать от имени организации (например, при сдаче налоговой отчетности).
*️⃣ Руководителю организации МЧД не нужна. Он подписывает документы электронной подписью юрлица, сертификат которой выдает налоговая служба.
*️⃣ Остальные сотрудники подписывают документы личными квалифицированными электронными подписями и представляют МЧД в пакете электронных документов или иным способом.
*️⃣ МЧД должна быть подписана электронной подписью организации (отдельные правила действуют при передоверии и нотариальном удостоверении доверенности).
⁉️ Для кого продлевается срок перехода к МЧД
Сотрудники, которые указаны в качестве владельцев сертификата подписи компании, могут продолжить их использовать и после 1 сентября 2023 года, МЧД при этом не нужна. Об этих изменениях в законодательстве мы уже писали.
С 1 сентября 2023 года такие сертификаты выдавать не будут. Ранее выданные сертификаты будут действовать до окончания срока, но не позднее 31 августа 2024 года.
Обратите внимание на следующие нюансы:
▪️если срок действия сертификата истекает в ближайшие дни или месяцы, а вы планируете подписывать документы без МЧД, стоит переоформить сертификат на новый срок не позднее 31 августа;
▪️при изменении с 1 сентября 2023 года состава сотрудников, которые будут подписывать электронные документы от имени организации, наделить новых сотрудников полномочиями можно будет только с помощью МЧД.
⁉️ Как оформить МЧД
Решение этого вопроса зависит от того, для чего нужна электронная доверенность.
*️⃣ МЧД для сдачи налоговой отчетности можно оформить на сайте ФНС. Ведомство предлагает также сервис по созданию доверенностей, необходимых для электронного взаимодействия компаний друг с другом.
*️⃣ У СФР свои требования к доверенности и программное обеспечение для ее создания.
*️⃣ Отдельный сервис по созданию МЧД для оформления документов от имени организации есть на Госуслугах.
*️⃣ Различные решения по формированию МЧД, в том числе для сдачи отчетности в госорганы, предлагают разработчики систем бухучета и операторы электронного документооборота.