Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде регламентированы Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2020 года № 2314 «Об утверждении Травил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда
животным, растениям и окружающей среде» (далее - Правила).
Правила устанавливают порядок обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств и электрических ламп, содержащих в своем составе ртуть и (или) ее соединения (ртутьсодержащие лампы).
В соответствии с пунктом 2 Правил «отработанные ртутьсодержащие лампы» — ртутьсодержащие отходы, представляющие собой отходы о использования товаров с ртутным заполнением и содержанием ртути не менее 0,01 процента, утративших свои потребительские свойства (люминесцентные лампы с холодным катодом, люминесцентные лампы с внешним электродом, лампы люминесцентные малогабаритные, лампы люминесцентные трубчатые, лампы обще: о освещения ртутные высокого давления паросветные).
Согласно статье 4.1 Закона № 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы, III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы, класс
практически неопасные отходы. Пунктом 3 статьи 14 Закона № 89-ФЗ определено, что на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.
Паспорт отхода - это документ, который содержит полную информацию об отходе, а именно: происхождение, состав, свойства отходов, условия и сведения об объектах размещения отходов, технологиях использования и обезвреживания, а также материален отнесения отходов к определенному классу опасности.
Содержание и порядок заполнения паспорта отхода I - IV класса опасности регламентированы ГОСТом Р 53691-2009 «Ресурсосбережение. Обращение
с отходами. Паспорт отхода I - IV класса опасности. Основные требования». Согласно указанному ГОСТу класс опасности отхода указывают в соответствии с последней цифрой кода из Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» (далее - ФККО).
Лампы ртутные по ФККО относятся к коду: 4 71 101 01 52 I лампы ртутные, рту гно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства. Последняя цифра в коде ФККО обозначает класс опасности отходов.
Таким образом, лампы ртутные относятся к отходам I класса опасности: чрезвычайно опасные и требуют особого обращения.
Согласно пункту 3 Правил потребители ртутьсодержащих ламп назначают ответственных лиц за обеспечение безопасного накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу оператору.
Лри этом под оператором по обращению с отработанными ртутьсодержащими лампами (далее - оператор) понимается юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению отработанных ртутьсодержащих ламп на основании полученной в установленном порядке лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности (пункт 2 Правил).
Операторы, осуществляющие сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, хранение отработанных ртутьсодержащих ламп, ведут учет принятых, граней ортированных, обработанных, утилизированных, обезвреженных, находящихся на хранении отходов в порядке, установленном статьей 19 Закона № 89-ФЗ.
С 1 марта 2022 года вступили в силу изменения в Федеральный закон № 89-ФЗ.
С указанной даты индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы 1 и ! [ классов опасности, обязаны передавать данные отходы федеральному оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности.
Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2019 года № 2684-р «Об определении федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности» таким оператором определено федеральное государственное унитарное предприятие «Предприятие по обращению радиоактивными отходами «РосРАО», впоследствии переименованное в Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный экологический оператор» (далее — федеральный оператор).
В соответствии с частями 3, 4 статьи 14.4 Федерального закона № 89-ФЗ образователи отходов и II классов опасности не вправе отказаться от заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности с федеральным оператором, за исключением случаев самостоятельного обращения
с такими отходами при наличии в собственности или на ином законном основании их объектов обезвреживания и (или) размещения.
Руководствуясь изложенным, с 1 марта 2022 года федеральный оператор начинает осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I и I классов опасности самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности на основании договоров оказания услуг по обращению с отходами I и И классов опасности и в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности (пункт 2 статьи 14.1 Федерального закона 89-ФЗ).
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы : и II классов опасности, осуществляют обращение с данными отходами самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объектов обезвреживания и или) размещения отходов 1 и II классов опасности. В иных случаях индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, передают данные отходы федеральному оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности (пункт 1 статьи 14.4 Федерального закона № 89-ФЗ).
Таким образом, с 1 марта 2022 года заказчики при возникновении у них потребности в утилизации отходов I и II классов опасности конкурентные процедуры, закупки «малого объема» у единственного поставщика посредством использования электронного ресурса «Электронный маркет (магазин) Белгородской области для
«малых закупок» не проводят.
Контракты на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности заказчики заключают с единственным исполнителем - ФГ^ I «Федеральный экологический оператор» на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ). Соответствующие разъяснения даны в письме Минфина России от 08 апреля 2022 года № 24-06-07/29903, с которым можно ознакомиться на сайте управление.
Организационное и информационное обеспечение деятельности между федеральным оператором и заказчиками осуществляется на единой цифровой платформе Федеральной государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (далее - ФГИС ОПВК).
Положение о Ф1 ИС ОПВК утверждено Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2019 года № 1346 «Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами 1 и II классов опасности».
Положение устанавливает порядок создания, эксплуатации и модернизации ФГИС ОПВК, состав информации для включения в ФГИС ОПВК, формы, сроки и порядок '! представления информации, порядок доступа к информации, содержащейся в ней, порядок информационного взаимодействия ФГИС ОПВК с другими государственными информационными системами.
Вместе с тем, при заключении и исполнении контракта необходимо соблюдать требования, установленные нормами Федерального закона № 44-ФЗ. Так, при осуществлении закупки у единственного поставщика в случае, предусмотренном пунктом 6 части I статьи 93 указанного Федерального закона, заказчик обязан направить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта в контрольный орган в сфере закупок уведомление о такой закупке. На основании части 4 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик обосновывает цену контракта и включает в контракт такое обоснование. Также при осуществлении закупки необходимо учесть требования статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ.